Татар Фильм

Татарское кино сделанное в Татарстане,мусульманское кино

Золотой Минбар- Международный фестиваль

К радости казанской публики, Международный фестиваль мусульманского кино «Золотой Минбар» становится все более представительным. Это дает основания надеяться, что возникшая традиция не прервется и будет развиваться и в дальнейшем. Но в многоликом мире кино, рассказывающем о жизни людей, исповедующих ислам, для нас, конечно же, более всего важно, каким в этом мире предстает родной татарский народ. Поэтому в данном обзоре основное внимание уделено тем фильмам и сериалам, которые показались особенно интересными именно с этой точки зрения. И отрадно видеть, что на каждом фестивале татарское кино делает очередной шаг в своем развитии.

Если считать татарским кино, сделанное не только татарами и не только в Татарстане, то в нынешней фестивальной программе первым обратил на себя внимание документальный фильм москвича Андрея Шелкова «Возвращение Иксана». Во всяком случае, к понятию мусульманского кино эта лента относится безусловно. В спокойной рассудительной манере автор рассказывает удивительную историю о человеке по имени Фауль Иксанов.

Житель уфимской окраины, имеющий за плечами и опыт длительного участия в рискованных автогонках, и работу в качестве

ученого-социолога, 13 лет назад оставил все эти занятия для того, чтобы выполнить волю своих родителей. На принадлежавшем им небольшом кусочке земли в овраге, где до сих пор стоит их дом, он начал строить мечеть. Такое дело уже само по себе выглядит необычно, но соблюдаемое при этом условие превращает ситуацию в нечто совсем исключительное: строительство ведется только на собственные средства Фауля, его родных, близких и друзей.

Неоднократные выгодные предложения со стороны бизнесменов не принимались принципиально: деньги на такое чистое дело должны быть тоже чистыми. Продать свою квартиру, автомобиль и садовый участок пришлось не только самому Фаулю, но и многим его родственникам, которые, как и сам он, тоже превратились в строителей мечети. И нынешним летом они, несмотря на бесчисленные трудности, в том числе и со стороны проверяющих и разрешающих чиновников, установили над мечетью золоченый полумесяц, возвещающий о появлении еще одного места совместной молитвы. Постепенно из фильма вырисовывается личность совершенно реалистическая, но в то же время обладающая глубокими религиозными гуманными убеждениями и умеющая внушить эти убеждения другим. Андрей Шелков сумел раскрыть поразительно мощный и притягательный характер, сделав это с такой же внутренней уверенностью и достоинством, что присущи и его герою.

Татарстан в этот раз представил на конкурс семь неигровых фильмов продолжительностью от 10 минут до часа, а также один полнометражный игровой фильм. Такое количество продукции, выпущенной в течение одного лишь года, свидетельствует о том, что татарское кино встало на путь устойчивого развития. Учитывая же, что эти фильмы сделаны практически одновременно, по ним можно судить о состоянии татарского кино на данный момент, а также составить представление о том, каково направление этого пути. Кроме того, хотелось бы попытаться найти ответ на вопрос, который сам собою возник после фестивальных просмотров: насколько наше национальное кино верно отражает наш национальный характер?

Среди татарских кинорежиссеров Салават Юзеев выделяется тем, что участвовал, кажется, во всех предыдущих казанских фестивалях. И каждый раз его работы становились событиями, причем в прошлом году его лента «Сто двадцать один» стала призером смотра. На нынешнем конкурсе была представлена работа, посвященная столетию татарского театра. Как и предыдущий, этот фильм, строго говоря, нельзя назвать неигровым. Чтобы восполнить недостаток документальных кадров, автор широко использует становящийся все более популярным прием, когда известные события прошлого как бы воссоздаются с участием профессиональных актеров. Основу двадцатиминутного фильма составляет рассказ главного режиссера ведущего национального театра Фарида Бикчантаева.

Конечно, отведенного автору фильма времени слишком мало, чтобы можно было с необходимой полнотой рассказать о таком, пожалуй, наиболее выдающемся явлении современной татарской культуры, как национальный театр в широком смысле этого понятия. Основным ощущением, которое оставляет эта работа, я бы назвал некое чувство тревоги за дальнейшую судьбу нашего театра, нашего языка, нашего народа. Уж слишком грустными глазами смотрит на зрителя рассказчик, не внушают оптимизма и его интонации, хотя речь идет о славной истории национального сценического искусства, которая имеет все шансы быть продолженной.

Между тем, как показала другая документальная работа, и о печальных темах можно говорить так, чтобы не только не играть на негативных эмоциях зрителя, но напротив, создавать уверенность, что людям можно помочь даже в очень трудных обстоятельствах. Фильм казанского режиссера Алексея Барыкина «Песня, которой не слышно», как понятно уже из названия, показывает нам мир, в котором живут молодые люди, от рождения лишенные возможности слышать. Рассказывая о людях с ограниченными возможностями, которых проще называют инвалидами, легко соскользнуть в плаксивую сентиментальность.

Есть и более серьезные опасности, но ведь это не значит, что о таких людях лучше вообще не говорить. И без того в нашей стране, особенно в советское время, сложилось так, что мы как бы вообще стараемся не замечать само существование тех, кто безвинно и жестоко наказан судьбой, и окружающие редко чувствуют потребность хоть чем-то облегчить их жизнь. А ведь среди них доля талантливых, а может быть даже и гениальных, ничуть не меньше, чем среди остальных. Надо только помочь создать им полноценные условия жизни, которые считаем нормальными для себя. А то мы взахлеб критикуем Запад за бездуховность, но сами не делаем и малой части того, что делают для инвалидов там. Алексею Барыкину удалось взглянуть на эту проблему достаточно беспристрастно, но с явной заинтересованностью в том, чтобы жизнь таких людей стала более радостной. Он сумел показать, как слышащие учителя и их неслышащие ученики заряжают друг друга этой радостью, и неназойливо, но отчетливо призывает всех нас включиться в этот процесс.

Делать других людей счастливыми непросто, и получается это очень нечасто. Гораздо чаще мы видим, как люди делают друг друга несчастными. Одну из таких историй рассказали нам авторы единственного татарского полнометражного игрового фильма, показанного в конкурсной программе фестиваля. Не самые лучшие ассоциации вызывает уже одно только название этого произведения — «Трехногая кобыла». Из повествования получается так, что этот образ становится символом душевного состояния всех персонажей, каждый из которых по-своему покалечен безрадостной судьбой.

Трудно сказать, на что рассчитывали создатели ленты. Единственный приз, присужденный ей на конкурсе, был дан за операторскую работу. Но жюри просто обязано было хоть как-то отметить единственную работу хозяев фестиваля, и поэтому приняло компромиссное решение. То есть, фактически представленное творение у специалистов признания не получило. Будущий успех у зрителей тоже сомнителен. Да и в целом образ хромой лошади не хотелось бы прилагать к татарскому кинематографу, а уж тем более переносить его на весь наш народ. В общем, в любом случае очевидно, что делать ставку на такую лошадь не имеет объективного смысла.

Давайте лучше вспомним, что является визитной карточкой другого, предшествующего кинематографу виду нашего национального искусства, о котором уже здесь говорилось. Речь идет о том произведении, с которого началось признание татарского театра: это была комедия «Первое представление». Между прочим, и начало живого русского театра связано с комедиями, причем никто не назовет «Горе от ума» или «Ревизор» глупыми и бездумными. К высшим достижениям русского театра принадлежат и произведения Островского, и лучшие из них — тоже комедии. И давайте, наконец, вспомним, что именно татарский народ придумал один из самых жизнерадостных праздников в мире — Татарский Cабантуй Так, может быть, хватит искать вдохновение в изображении страданий? Может быть, стоит попытаться средствами кино показать всему миру: татары — народ веселый!

В этом плане знаменательно, что на фестивале, хоть и во внеконкурсной программе, был показан короткий анимационный фильм по мотивам известной татарской народной сказки «Камыр-батыр», продемонстрировавший как раз те черты нашего народа, которые отражают его действительный характер и способны привлечь доброжелательное внимание. Этот маленький шедевр, что сделал режиссер Сергей Литовец по сценарию писательницы Розы Хуснутдиновой, неожиданно сверкнул, как маленький бриллиант среди других камней, которые по-своему тоже ценны. Но именно он как бы в спрессованном виде содержит всю необходимую информацию, своего рода программу действий, в каком направлении надо развиваться татарскому кино, если оно действительно хочет завоевать признание. Для начала надо добиться признания в пределах собственной большой страны и в мусульманском мире, а дальше — насколько хватит таланта.

Говоря о таланте, следует вновь возвратиться к теме нашего театра. Ведь именно в нем сосредоточены профессиональные актерские кадры, которые давно уже готовы к выходу на большой экран. Возможно, я излишне пристрастен, но мне представляется, что дарование, каким, например, обладает Равиль Шарафи, по своему уровню ничуть не уступает дарованию таких признанных и тонких мастеров кинокомедии, как Тото, Фернандель или Никулин. Думаю, было бы большим упущением не сделать киноверсии хотя бы одного из спектаклей с участием этого выдающегося татарского актера. Такой опыт может оказаться полезным и с точки зрения накопления кинематографических навыков для всех участников съемок.

Однако татарское кино уже и сейчас обладает некоторым наработанным запасом продукции, заслуживающей внимания национальной публики.

Проблема заключается в собственно технической организации показа. Поскольку большинство татар живет за пределами Татарстана, где нет возможности осуществить соответствующий прокат, необходимо искать какие-то другие варианты. Одним из решений может стать создание киноклубов при территориальных татарских организациях.

Во время поочередного обсуждения этой идеи с заместителем директора Татаркино Наилей Камаловой, с художественным руководителем Казанской киностудии Алексеем Барыкиным, а также с одним из ведущих татарских режиссеров Салаватом Юзеевым со стороны всех этих кинодеятелей была высказана большая заинтересованность и согласие содействовать такой работе. Таким образом, все зависит от инициативности конкретных татарских общин.

Партнеры

Татарские фильмы-онлайн
Татарские фильмы-онлайн
ВИДЕОНОВОСТИ
ВИДЕОНОВОСТИ
Исламские фильмы-онлайн
Исламские фильмы-онлайн
Татар Фильм
Татар Фильм

Татарча Караоке

Татарские спектакли
Татарские спектакли
Балалар өчен уеннар
Балалар өчен уеннар
Шубино-Видео.ру.Татарcкий видео портал села Шубино
Рейтинг@Mail.ru